Цель этой анкеты – привлечь ваше деятельностное внимание к обеспечению безопасности вашего ребёнка.
1) Вопрос: Установлено ли у Вашего ребенка ограничение времени, проводимое в Интернете?
Совет: Нужно обязательно ограничивать время, проводимое в Интернете, в зависимости от возраста, от получаса-часа в день первом классе и не более полутора-двух часов в 4-5 классе.
Время можно контролировать с помощью таймера или будильника в смартфоне.
Хорошо, если будет специально куплен таймер – так ребёнок привыкнет к самоконтролю.
2) Вопрос: Установлены ли родительский контроль / фильтр от нежелательных сайтов либо запросов в поисковиках?
Совет: Если ещё нет, то желательно использовать сервисы родительского контроля, в т.ч. встроенные в операционную систему,
также можно использовать специальные настройки в Youtube.
3) Вопрос: Контролируете ли Вы приложения, устанавливаемые ребёнком на смартфон / планшет (если у него он есть)?
Совет: Необходимо заранее договориться с ребёнком, что Вы будете периодически проверять, что установлено на его телефоне. Некоторые приложения нежелательны и даже опасны (например, приложения для покупки наркотиков распространяются без каких-либо ограничений , они бывают в виде справочников или игр).
Основанием такой договорённости о контроле может быть аргумент, что сим-карты продают только тем, у кого есть паспорт, а поскольку сим-карта куплена на родителя, то на нём лежит вся ответственность за использование смартфона.
4) Вопрос: В скольких соц.сетях и мессенджерах у ребёнка есть свои аккаунты?
Совет: Есть очень много серьезных причин, почему вашего ребёнка хотя бы как минимум до 14- 16 лет не должно быть в соцсетях. Основная заключается в том, что раньше 16 лет у ребёнка еще физически не сформированы те качества, которые позволят ему безопасно находиться в токсичной интернет-среде, и никакие ваши инструкции тут не помогут. Ребёнок в этом возрасте всегда будет легкой жертвой для манипуляторов и администраторов деструктивных групп.
Но дети этого, как правило, ещё не понимают, и подписываются просто на то, что максимально популярно, чтобы быть как все, и быть в теме. А самые популярные и массовые сообщества сейчас и есть самые деструктивные
Кроме того, распространение приложений, в которых пользователь бесконечно прокручивает ленту новостей, останавливаясь в среднем на 5-7 секунд, адаптирует психику к обработке только коротких сообщений, т.н. «клиповому мышлению». Со временем эта привычка приводит к тому, что человек уже становится не способен на физическом уровне анализировать какой-то большой материал или текст. Ухудшается память, человек как ребёнок начинает доверять всей поступающей информации, потому что становится не способен её анализировать, а значит принимать самостоятельные решения.
Тик-ток в этом плане не просто формирует клиповое мышление, он как будто специально для этой цели создан – это бесконечная лента (где видео запускаются сразу), не отпускает внимание и не останавливается ни на секунду.
Если в соцсетях, листая ленту, вы можете остановиться и что-то почитать, то в тик-токе, они не дают ребёнку оторваться от них ни на секунду, и он не может остановиться, всё листая и листая.
Знания в области психологии развития.
5 ) Вопрос: Можете ли Вы оценить способность своего ребёнка критически мыслить? Этот навык важен, чтобы не поддаваться на манипуляции, с которыми он может встретиться или же уметь отличить правду от фейка или ложной информации. Какие способы развивать критическое мышление Вы знаете (используете)?
Совет: Мыслить критически значит составлять своё собственное мнение на основе информации, а не прислушиваться к тому, что говорят другие. Дети интуитивно существуют по второй модели, потому что она для нас более естественная. Но критическому мышлению можно научить.
Вот несколько приёмов и методов, помогающих развить такое мышление:
- Обращать внимание на то, что если что-то звучит не очень убедительно или скорее не правдоподобно, то стоит перепроверить эту информацию.
- Предложить ему вместе поискать первоисточник.
- Научить обращать внимание на ораторские уловки, для этого можно вместе посмотреть какие-либо дебаты.
- Попросить ребёнка задуматься о том, кто выигрывает от данной точки зрения и как именно.
- Поощрять ребёнка задавать много вопросов, а также находить на них ответы.
6) Вопрос: Известно, что в соц.сетях часто встречается агрессия, троллинг, также манипуляции со стороны администраторов деструктивных групп.
Какие качества нужны ребёнку, позволяющие ему не поддаваться на манипуляции?
Ответ: Ориентация на своё Я", а не ориентация на взаимоотношения с другими .
Социальный интеллект, самостоятельность;
Проницательность
Критичность,
Здоровая недоверчивость,
Умение видеть логику развития ситуаций.
7) Вопрос: Какие поведенческие особенности (в реальной жизни), формируемые под воздействием деструктивной информации, Вам известны?
Ответ: Снижение способности самостоятельно думать и принимать решения. Отрицание всякой ответственности.
Отсутствие авторитетов среди значимых взрослых.
Обесценивание норм морали и общечеловеческих ценностей.
Выраженная симпатия подростков к антигероям, антидвижениям и всему, что можно назвать «темной стороной».
Выраженное стремление подростков к разрушению на всех уровнях: своей психики, своего тела, своего окружения, вещей, идей, государства, общества, культуры, морали и т.п. Подростки хотят разрушать и быть разрушенными.
Знания современных течений и увлечений детей.
8) Вопрос: Что такое челлендж? Какие есть опасности в нём?
Ответ: Челлендж (от англ. challenge – вызов) – это несложное задание, которое предлагается выполнить пользователям, формат популярен в TikTok , YouTube, Instagram.
В Тик-токе огромная часть контента — это челленджи. А что такое челлендж? Это формирование у ребёнка привычки повторения за другими. Увидел — повтори. Но на самом деле – это приучает его к выполнению чужой воли, к необдуманному повторению абсолютно глупых действий, это формирование в будущем легкоманипулируемого человека, лишённого критического мышления.
Кроме того, часть челленждев /заданий может быть связана с риском для жизни (например, сделать селфи на самой высокой точке города.)
По всему миру прокатилась уже не одна волна гибели детей от опасных челленджей, и все каждый раз задавались вопросом – почему дети повторяли эти опасные и чаще всего абсолютно глупые действия? А всё просто, тик-ток их уже приучил к этому, он выработал у них рефлекс повторения, ведь тик-ток разрешает, и более того – поощряет детей быть неоригинальными. Большая доля всего тик-ток контента – это переснятые за кем-то и повторенные ролики и челленджи, которые все построены на тупом повторении. Ребёнок очень быстро привыкает к такому ритму жизни – всё повторять за тем, что видит на экране, к тому же это всегда подкрепляется положительными эмоциями в виде лайков и просмотров. Положительные эмоции от повторения закрепляют привычку, и когда он видит опасный челлендж, то он его часто повторяет уже бездумно и на автомате, по привычке. Это, кстати, ещё одна причина – почему детей не должно быть в тик-токе, ведь они абсолютно беззащитны перед такой манипуляцией.
9) Вопрос: Субкультуры по своему характеру делятся на конструктивные и деструктивные.
Какие из названных молодёжный субкультур и движений принадлежат к деструктивным?
Вовлечение в какие группы происходит напрямую через соц.сети?
Ответ: В большую часть названных групп вовлечение происходит через соц. сети, в остальных случаях – через друзей и знакомых.
Наверху воронки вовлечения - группы полукриминального содержания , которые создают большой охват, и кураторы в них находят подходящих для последующего использования подростков.
Близкие к этой теме движения, пропагандирующие хаос и насилие - оффники, околофутбольные фанаты, анархисты, и прочие, в них чаще всего идет пропаганда насилия, просто ради насилия, просто так, как образ жизни и под это подводится своя идеология. Сегодня обычные школьники исподтишка нападают на тех, кто слабее. Унижения они снимают на камеру и выкладывают в Сеть ради лайков.
В нижней части «воронки» находится АУЕ (запрещенная в России экстремистская организация) -сеть сообществ романтизирующих тюремную жизнь и все с этим связанное.
Кол-во ресурсов и групп с деструктивными движеними увеличивается с большей скоростью (см. таблицу ниже)
Другие опасные движения - сталкеры, диггеры, руферы - экстремальные развлечения.
В некоторых субкультурах девушек и девочек (ванильки, тамблер-герл ..) которые связаны с выкладыванием фотографий в соц. сети основная опасность — желание быть худой , что может привести к анорексии.
Конструктивные же субкультуры имеют своей целью созидание, а не разрушение человеческой личности, воспитание и возрождение высоких идеалов. К конструктивным субкультурам относятся молодёжные патриотические движения, спортивные и частично ролевой направленности, например, (ролевики, обыгрывающие сражения 1812 года и т.п.)\
Знания о методах воздействия
10) Вопрос: В чём основная задача всех соцсетей, youtube, тик-ток?
Ответ: максимально долго удержать пользователя различными скрытыми приёмами ( таким образом создаётся зависимость), дополнительные задачи – навязать определённые ценности (часто деструктивные)
11) Вопрос: Знаете ли Вы, через какую соц.сеть / мессенжер обычно ведёт переписку кураторы (люди, склоняющие детей к определённым действиям в реальной жизни)?
Ответ: Telegram (этот мессенджер позволяет сохранить анонимность и безнаказанность).
12) Вопрос: Деструктивные youtube -каналы раскручены настолько, что постоянно находятся в трендах ютуба и появляются в разделе «рекомендовано» в правом столбце.
Как Вы думаете, сколько процентов роликов человек смотрит из этого раздела, а сколько по своей подписке на каналы или через поиск?
Ответ: Telegram (этот мессенджер позволяет сохранить анонимность, безнаказанность).
13) Вопрос: Знания о медиатехнологиях и воронках вовлечения. Сколько и какие ступени в воронке вовлечения, если считать за первую ступень «Группы миллионники широкого охвата», а за последнюю – «Совершение действий в реальной жизни».
Ответ: 6 ступеней
14) Вопрос: Какой сервис, соц.сеть основной инструмент лгбт-пропаганды?
Ответ: Youtube особенно, но и некоторые другие тоже. Для справки: Youtube полностью подчиняется американскому законодательству, и соответственно придерживается их политики, начисто игнорируя наше законодательство. Он не просто не удаляет ролики открыто пропагандирующие темы ЛГБТ, но и выводит их в тренды, в топ.
А руководство Instagram в июне 2020 заявило, что теперь приоритетом соцсети будет ЛГБТ-контент наравне с правами чернокожих и прочих меньшинств.
Знания о деструктивном контенте в Интернете и в популярных песнях
15) Вопрос: Известно ли Вам, что в подростковых пабликах, в т.ч. юморных, пропагандируется алкоголь, спейсы, вейпы, жевательный и курительные смеси и прочее ( по 2-3 таких сообщения в день в каждой из групп)?
Ответ: Во всех юморных сообществах для подростов всегда присутствует пропаганда алкоголя, а также вейпов, курительных и жевательных смесей, айкосов, и прочего. Часть из того, что рекламируется можно покупать вполне законно в магазинах. Например, сначала был снюс, когда его запретили, появились жевательные конфеты и леденцы, содержащие никотин, и их можно было купить в обычных продуктовых магазинах (до 2020 г.). Коммерсанты всегда ищут лазейки в законодательстве, и закон ограничивает их новые находки с большим опозданием.
16) Вопрос: Значения каких видов деятельности / заработка, в которых могут привлечь подростков, Вам известны: дроп , обнальщик, минёр, кладмен , трафаретчик, закладчик, «работа в телеграмм», курьер.
Ответ:
К сожалению, торговля наркотиками процветает в школьной среде, и даже в самых лучших школах. Такому расцвету способствует сама среда – это и песни, где прямым текстом упоминаются наркотики и фильмы, некоторый контент в Интернете и т.д. Например, на протяжении нескольких лет сериалов «Во все тяжкие» был один из самых популярных у подростков, в нём прямо было показано как можно легко и много заработать продавая наркотики. Причем продавал там их школьный учитель по химии, а сюжет построен так, что зритель тем подросткам сочувствует.По всей стране дети покупали вот такие тетради по химии, с героями этого сериала, да они и сейчас свободно продаются.
Дроп: низшее звено в иерархии интернет-мошенников - это подставное лицо, предназначенное для промежуточного приема товаров/ банковских переводов/ посылок и т.д. – как правило, противозаконного содержания или происхождения.
Трафаретчик: цель — наносить простые граффити на стенах в проходных местах, содержадие контакты наркодилеров.
Обнальщик: незаконное обналичивание денег, снятие денег с карточки.
Минёр, кладмен, закладчик: подработка у наркоторговцев, цель – спрятать «товар» в укромном месте.
17) Вопрос: Знаете ли Вы значения слов (сленга): Tor, закладка, фанфик, гача , gacha life, яой, слэш, meme, шок-контент, крипипаста, даркнет, ешки, круглые, батарейки, манга, пранк ?
Ответ: Здесь не будем приводить значения этих слов, при желании можете их сами найти из в Интернете – часть из них связана с нарокотиками, часть с насильственными действиями, например, «забив» случается тогда, когда компании мутузят противников на договорных встречах. Однако некоторые видео записаны на улице средь бела дня или в помещениях, например в туалете: там толпой избивают одного школьника. «Закладка» — укромное место в пригороде или спальном районе, в котором спрятан «товар».
Будьте внимательны к словам, которые слышит или произносит Вас ребёнок, например, в телефонных разговорах или в переписке (если случайно попалась на глаза)!
18) Вопрос: Известно ли Вам, что популярных у подростков песнях часто упоминаются (пропагандируются) наркотики? Какие слова имеют отношение к наркотикам в следующих песнях ?
а) у группы RASA в песне «Под фонарём»
( песня, получившая музыкальную премию RU.TV 2019 г .)
Отрывок из песни: Танцы под фонарем, музыка так орет, скорость спать не дает, мы убитые вдвоем Мы в этой комнате вдвоём друг другу поём. Громче звук, стук, звон, музыка на весь район
В песне «Dior»: Отрывок из песни: Dior на твоём теле Делим на постели
В этом отеле мы в кайфе леденели
В песне «Пчеловод»:
Отрывок из песни: Ты пчела — я пчеловод, а мы любим мёд.
А мне повезёт, с тобой мне повезёт. Ты пчела — я пчеловод, а мы любим мёд.
А мне повезёт, и в танце унесёт.
и
б) у певца Элджея в песне «Ecstasy» _____________
(Второе место по популярности по рейтингу газеты «Культура», 2020 год)
Отрывок из песни: Устроим destroy, алкоголь. Мы с тобой и пустой танц-пол. Я простой, понимаю без слов —Ecstasy, меня увези!
Ответ: Некоторые популярные песни, которые слушают и которым дети подпевают, пронизаны темой наркотиков, «Скорость» (спид, speed – скорость) – это один из мощнейших психостимуляторов синтетического происхождения.
«Лёд» («леденели»), а также «кристалл» – своё название получил потому, что очень похож на мелкие осколки стекла или крошки льда белого или голубоватого оттенка – это метамфетамин. «Мёд»– это метадон, принадлежит к группе опиатов, имеет синтетическое происхождение.
Вывод: основное информационное поле, в котором сидят почти все дети и подростки в нашей стране, пропитано именно ДЕСТРУКТИВОМ, а вовсе не познавательно-развивающей информацией
Внимние: Эту вопросы из анкеты нельзя задавать детям, чтобы не вызвать интерес у него к этим вещам!